На главную
О журнале Редакция Подписка Архив Авторам Контактная информация
Журнал «Менеджмент и бизнес-администрирование»
№4 / 2021

Качество управления государственными программами через призму обеспечения экономической безопасности

Братченко С.А.,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, ФГБУН Институт экономики РАН

Аннотация. Объектом исследования данной статьи является качество управления государственными программами (на примере первой части государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», посвященной автомобилестроению). Несмотря на высокую формальную оценку эффективности выполнения данной государственной программы, анализ показал, что ее реализация практически не влияет на развитие российской автомобильной промышленности. В работе выявлены основные причины, почему так происходит. Все выявленные причины никак не связаны со спецификой автомобильной промышленности. Напротив, все они носят общий, системный, методологический характер, что позволяет предположить, что они являются характерными для управления государственными программами в целом. Низкое качество управления государственными программами порождает целый спектр рисков для обеспечения экономической и национальной безопасности страны, о которых идет речь в конце работы.

Ключевые слова: национальная и экономическая безопасность, государственная программа, развитие промышленности, конкурентоспособность, автомобилестроение.

Quality of management of State programs from an economic security perspective

Bratchenko S.A.,

Candidate of Economic Sciences, Senior Research Associate of Federal State Budgetary Institution of Economics of Russian Academy of Sciences (RAS), Moscow, Russia

Abstract. The subject of this article is the quality of management of State programs (as in the first part of the State program «Industrial Development and Competitiveness», devoted to the automotive industry). Despite a high formal performance rating of the implementation of the State program, the analysis showed that its implementation had virtually no impact on the development of the Russian automobile industry. The work identifies the main reasons for this. All the causes identified are not specific to the automotive industry. On the contrary, they are all of a general, systemic, methodological nature, suggesting that they are characteristic of the management of State programs as a whole. The poor quality of the management of public programmes creates a range of risks to the economic and national security of the country, which are discussed at the end of the paper.

Keywords: National and Economic Security, State Program, Industrial Development, Competitiveness, Automobile Industry.

DOI: 10.33983/2075-1826-2021-4-39-47

Библиографический список

  1. Абдикеев Н.М., Богачев Ю.С., Трифонов П.В. Конкурентоспособность обрабатывающей промышленности на внутреннем и внешнем рынках // Полет. Общероссийский научно-технический журнал. — 2021. — № 3. — С. 27–37.

  2. Братченко С.А. Качество государственного управления: содержание понятия // Вестник Института экономики Российской академии наук. — 2020. — № 6. — С. 80–94.
  3. Братченко С.А. К вопросу об управлении государственными программами (на примере государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности») // Вестник Института экономики Российской академии наук. — 2021. — № 3. — С. 88–108.
  4. Винслав Ю.В. О противоречиях, ценностях и стимулах государственного управления // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2020. — № 3. — С. 4–22.
  5. Винслав Ю.В. Государственное управление и национальная промышленная политика: особенности зарубежного опыта, принципы рационального взаимодействия // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2021. — № 3. — С. 10–34.
  6. Городецкий А.Е. Национальные стратегические задачи и экономическая безопасность // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2019. — № 3. — С. 137–158.
  7. Доржиева В.В. Современные тенденции развития обрабатывающей промышленности России и ее конкурентоспособность в условиях новой промышленной революции // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2019. — № 5–1. — С. 194–202.
  8. Караваева И.В., Иванов Е.А. Противоречия и риски российской системы управления (13 майских указов 2012 г. и 1 указ с 12 нацпроектами 2018 г.) // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2018. — № 3. — С. 49–66.
  9. Санина Д.Ю. Роль тарифных и нетарифных инструментов в обеспечении конкурентоспособности автомобилестроения в Российской Федерации // Вестник российской таможенной академии. — 2020. — № 4. — С. 147–156.
  10. Цветкова Л.А., Кураков Ф.А. Оценка глобальной конкурентоспособности российских компаний на конкурентных ландшафтах отрасли автомобилестроения // Экономика науки. — 2019. — Т. 5. — № 4. — С. 258–270.
© 2008-2024 Акционерное общество «Издательский дом «Экономическая газета» (Joint Stock Company "Economic Newspaper" Publishing House)
Журнал «Конъюнктура товарных рынков», журнал «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция»