На главную
О журнале Редакция Подписка Архив Авторам Контактная информация
Журнал «Менеджмент и бизнес-администрирование»
№2 / 2022

Исследование и оценка сложности задач управления в рамках процессной деятельности организации

Герасимов Б.Н.,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента, Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка»

Аннотация. Исследование форм и содержания атрибутов процессов, подпроцессов и их составных частей позволило определить их значимую роль в технологизации основных «строительных кирпичей» структуры систем управления организацией. Процессный и функциональный подходы определили и сформировали функциональные задачи управления. Практика управления различными объектами в социальных и экономических средах дали возможность выделить и обосновать состав и содержание задач управления: входную и выходную информацию, процедуры преобразования, а также методологические инструменты поддержки этих процедур. Эмпирические исследования содержания элементов задач управления в различных процессах и подпроцессах выявили связь между сложностью этих элементов и временем их выполнения в технологиях решения задач управления. Применение данного подхода для проектирования и реформирования любых атрибутов управления позволит перейти к научно обоснованному нормированию трудоемкости реализации задач управления и, как следствие, повлиять на качество и эффективность процессов и их частей в организациях на всех стадиях их функционирования.

Ключевые слова: управление, организация, подпроцесс, функция управления, задача управления, инструменты управления, сложность.

Research and evaluation of the complexity of management tasks within the framework of the organization's process activities

Gerasimov B.N.,

Doctor of Economics Sciences, Professor, Professor at the Department of Management, Samara State University of Management “International Market Institute”

Abstract. The study of the forms and content of the attributes of processes, sub-processes and their components allowed us to determine their significant role in the technologization of the main "building blocks" of the structure of the organization's management systems. Process and functional approaches defined and formed functional management tasks. The practice of managing various objects in social and economic environments made it possible to identify and justify the composition and content of management tasks: input and output information, transformation procedures, as well as methodological tools to support these procedures. Empirical studies of the content of the elements of management tasks in various processes and subprocesses have revealed a relationship between the complexity of these elements and the time of their implementation in technologies for solving management tasks. The use of this approach for designing and reforming any management attributes will allow us to move to a scientifically based rationing of the labor intensity of implementing management tasks and, as a result, affect the quality and efficiency of processes and their parts in organizations at all stages of their functioning.

Keywords: management, organization, subprocess, management function, management task, management tools, complexity.

DOI: 10.33983/2075-1826-2022-2-12-26

Библиографический список

  1. Адизес И.К. Управляя изменениями. Как эффективно управлять изменениями в обществе, бизнесе и личной жизни / пер. с англ. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 368 с.
  2. Анисимов О.С. Основы общей и управленческой акмеологии. — М.; Новгород: СЕТ, 1995. — 272 с.
  3. Гейн К., Сарсон Т. Структурный системный анализ: средства и методы / пер. с англ. — М.: Эйтэкс, 1993. — Ч. 1. — 186 с.; Ч. 2. — 214 с.
  4. Герасимов Б.Н. Исследование и определение направления развития стратегии деятельности организации // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2021. — № 1. — С. 81–95.
  5. Герасимов Б.Н. Методология управления: основания, предпосылки, содержание // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2016. — № 12. — С. 18–23.
  6. Герасимов Б.Н. Реформирование процесса управления инновациями организации // Развитие экономических систем: теория, методология, практика. — Пенза: ПГАУ, 2020. — С. 46–65.
  7. Герасимов Б.Н. Инструменты решения управленческих задач в экономических системах типа «организация» // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2021. — № 4. — С. 82–96.
  8. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Методологические атрибуты управления // Онтология проектирования. — 2020. — Т. 10. — № 3 (37). — С. 296–306.
  9. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Практика управления: онтология, структура, содержание // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2021. — № 2. — С. 4–15.
  10. Герасимов К.Б. Формирование структуры процессов в системе управления организациями: дис. … докт. экон. наук. — СПб.: СПбГЭУ, 2019. — 315 с.
  11. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке / пер. с англ. — М.: Вильямс, 2004. — 272 с.
  12. Карпенко Г.Г. К вопросу о методологии науки управления // Terra Economicus. — 2009. — Т. 7. — № 1–2. — С. 25–30.
  13. Коннор Дж., Макдермотт И. Искусство системного мышления / пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2020. — 396 с.
  14. Мильнер Б.З. Перестройка управленческой деятельности // Экономические системы. — 2009. — № 3. — С. 30–40.
  15. Пригожин А.И. Методы развития организаций. — М.: МЦФЭР, 2003. — 864 с.
  16. Холл Р.Х. Организации: структура, процессы, результаты / пер. с англ. — СПб.: Питер, 2001. — 532 с.
  17. Хэмэл Г., Брин Б. Будущее менеджмента / пер. с англ. — СПб.: Best Business Books, 2013. — 280 с.
  18. Ackoff R.L. A theory of practice in the social systems sciences // Systems Research. — 1988. — № 5 (3). — P. 241–246.
© 2008-2024 Акционерное общество «Издательский дом «Экономическая газета» (Joint Stock Company "Economic Newspaper" Publishing House)
Журнал «Конъюнктура товарных рынков», журнал «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция»