Журнал «Менеджмент и бизнес-администрирование»
№2 / 2020
Экономические механизмы экспорта образовательных услуг в Российской Федерации
Тетерятников К.С.,
кандидат юридических наук, доктор экономики и менеджмента, советник, член руководства АНО «Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка», член Правления Вольного экономического общества России, академик Международной академии менеджмента,
Камолов С.Г.,
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного управления, факультет государственного управления и политики, МГИМО МИД России,
Потоцкая Е.Д.,
исследователь кафедры государственного управления, факультет управления и политики МГИМО МИД России
Аннотация. Статья посвящена анализу экономических механизмов экспорта образовательных услуг в Российской Федерации. Одной из самых актуальных задач российской экономики в постпандемический период станет наполнение доходной части бюджета. Авторы полагают, что экспорт услуг, включая образовательные, гораздо выгоднее для России и российских компаний, чем поставка сырья и товаров, т.к. налоги на добавленную стоимость остаются внутри страны. Оказание экспортных услуг позволяет экономике России зарабатывать примерно в два раза больше, чем при экспорте товаров. Потенциал экспорта образовательных услуг еще недостаточно востребован. Разработанные в нашей стране модели экспорта образовательных услуг предусматривают различные комбинации очного и онлайнового образования, позволяющие российским вузам успешно получать дополнительные доходы, не требуя при этом серьезных государственных инвестиций. Однако эта работа требует пересмотра учебных программ и создания соответствующей образовательной инфраструктуры мирового уровня.
Ключевые слова: экспорт образовательных услуг, модели экспортного образования, международное сотрудничество в сфере образования.
Economic mechanisms of educational services export in the Russian Federation
Teteryatnikov K.S.,
Doctor of Economics and Management, LL.D, Advisor, Management Board Member at ANO Research and Expert Analysis Institute of Vnesheconombank (Bank for Development and Foreign Economic Affairs), Member of the Free Economic Society Management Board, Full Member of the International Academy of Management,
Каmolov S.G.,
РhD in Economics, Assistant Professor, Head of Public Governance Department, School of Governance and Politics at MGIMO University,
Pototskaya E.D.,
Researcher at Public Governance Department, School of Governance and Politics at MGIMO University
Abstract. The article is meant to analyze the economic mechanisms of educational services export in the Russian Federation. One of the most urgent tasks of Russian economy in the post-pandemic period will be filling the revenue part of the budget. The authors believe that the export of services, including education, is much more profitable for Russia and Russian companies than simple selling of raw materials and goods, since value-added taxes when the services are rendered on the territory of Russia remain in the country. Providing export services allows Russian economy to earn about twice as much as when exporting goods. Nevertheless, the potential for exporting educational services is not in high demand yet. The models for educational services export developed in our country provide various combinations of full-time and online education, which allow Russian universities to successfully get additional profit without requiring serious public investment. However, this work requires the revision of curricula and the creation of an appropriate world-class educational infrastructure.
Keywords: export of educational services, models of educational export, international cooperation in the field of education.
DOI: 10.33983/2075-1826-2020-2-39-53
Библиографический список
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.05.2020).
2. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 мая 2017 г. № 6) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/DkOXerfvAnLv0vFKJ59ZeqTC7ycla5HV.pdf (дата обращения: 15.05.2020).
3. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 04.10.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие образования“» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 15.05.2020).
4. Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2012 № 2006-р (ред. от 12.03.2016) «Об утверждении плана мероприятий по развитию и повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди мировых научно-образовательных центров» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_137181/ (дата обращения: 15.05.2020).
5. Распоряжение Правительства РФ от 9 февраля 2019 г. № 179-р «О распределении субсидий ведущим университетам в целях повышения их международной конкурентоспособности». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.5top100.ru/documents/regulations/97332/(дата обращения: 15.05.2020).
6. Распоряжение Правительства РФ от 22.02.2020 г. № 398-р «О распределении субсидий ведущим университетам в целях повышения их международной конкурентоспособности» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.5top100.ru/documents/regulations/118664/(дата обращения: 15.05.2020).
7. План деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на период с 2019 по 2024 год (утв. Министерством науки и высшего образования России 08.02.2019) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318476/ (дата обращения: 15.05.2020).
8. Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года и план мероприятий по реализации этой стратегии, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2019 г. № 1797-р.
9. Арефьев А.Л. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Вып. 9. Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Центр социологических исследований, 2019. — 536 с.
10. Индикаторы образования, 2020: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Д.Р. Бородина, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 496 с.
11. Махотаева М.Ю., Бакуменко О.А., Варламов Г.В. Экспорт образовательных услуг vs интернационализация университета: монография / М.Ю. Махотаева [и др.]. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2019. — 210 с.
12. Институт статистики ЮНЕСКО. Официальный сайт [Электронный ресурс]. —http://uis.unesco.org/en/uis-student-flow (дата обращения: 15.05.2020).
13. Информационная система анализа деятельности образовательных организаций в сфере высшего и среднего профессионального образования. ГИВЦ Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://indicators.miccedu.ru (дата обращения: 15.05.2020).
14. Предварительная оценка исполнения федерального бюджета РФ за январь—апрель 2020 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/press-center/?id_4=37059-predvaritelnaya_otsenka_ispolneniya_federalnogo_byudzheta_za_yanvar_-_aprel_2020_goda (дата обращения: 15.05.2020).
15. Преимущества обучения в России // Study in Russia: сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://studyinrussia.ru/why-russia/advantages/ (дата обращения: 15.05.2020).
16. Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров [Электронный ресурс]. — URL: https://www.5top100.ru/ (дата обращения: 15.05.2020).
17. Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Внешняя торговля Российской Федерации услугами в структуре расширенной классификации услуг (по методологии платежного баланса) в 2019 году. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ (дата обращения: 15.05.2020).
18. Education at a Glance 2019: OECD Indicators [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.oecd.org/education/education-at-a-glance/EAG2019_CN_RUS.pdf (дата обращения: 15.05.2020).
Тетерятников К.С.,
кандидат юридических наук, доктор экономики и менеджмента, советник, член руководства АНО «Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка», член Правления Вольного экономического общества России, академик Международной академии менеджмента,
Камолов С.Г.,
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного управления, факультет государственного управления и политики, МГИМО МИД России,
Потоцкая Е.Д.,
исследователь кафедры государственного управления, факультет управления и политики МГИМО МИД России
Аннотация. Статья посвящена анализу экономических механизмов экспорта образовательных услуг в Российской Федерации. Одной из самых актуальных задач российской экономики в постпандемический период станет наполнение доходной части бюджета. Авторы полагают, что экспорт услуг, включая образовательные, гораздо выгоднее для России и российских компаний, чем поставка сырья и товаров, т.к. налоги на добавленную стоимость остаются внутри страны. Оказание экспортных услуг позволяет экономике России зарабатывать примерно в два раза больше, чем при экспорте товаров. Потенциал экспорта образовательных услуг еще недостаточно востребован. Разработанные в нашей стране модели экспорта образовательных услуг предусматривают различные комбинации очного и онлайнового образования, позволяющие российским вузам успешно получать дополнительные доходы, не требуя при этом серьезных государственных инвестиций. Однако эта работа требует пересмотра учебных программ и создания соответствующей образовательной инфраструктуры мирового уровня.
Ключевые слова: экспорт образовательных услуг, модели экспортного образования, международное сотрудничество в сфере образования.
Economic mechanisms of educational services export in the Russian Federation
Teteryatnikov K.S.,
Doctor of Economics and Management, LL.D, Advisor, Management Board Member at ANO Research and Expert Analysis Institute of Vnesheconombank (Bank for Development and Foreign Economic Affairs), Member of the Free Economic Society Management Board, Full Member of the International Academy of Management,
Каmolov S.G.,
РhD in Economics, Assistant Professor, Head of Public Governance Department, School of Governance and Politics at MGIMO University,
Pototskaya E.D.,
Researcher at Public Governance Department, School of Governance and Politics at MGIMO University
Abstract. The article is meant to analyze the economic mechanisms of educational services export in the Russian Federation. One of the most urgent tasks of Russian economy in the post-pandemic period will be filling the revenue part of the budget. The authors believe that the export of services, including education, is much more profitable for Russia and Russian companies than simple selling of raw materials and goods, since value-added taxes when the services are rendered on the territory of Russia remain in the country. Providing export services allows Russian economy to earn about twice as much as when exporting goods. Nevertheless, the potential for exporting educational services is not in high demand yet. The models for educational services export developed in our country provide various combinations of full-time and online education, which allow Russian universities to successfully get additional profit without requiring serious public investment. However, this work requires the revision of curricula and the creation of an appropriate world-class educational infrastructure.
Keywords: export of educational services, models of educational export, international cooperation in the field of education.
DOI: 10.33983/2075-1826-2020-2-39-53
Библиографический список
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.05.2020).
2. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 мая 2017 г. № 6) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/DkOXerfvAnLv0vFKJ59ZeqTC7ycla5HV.pdf (дата обращения: 15.05.2020).
3. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 04.10.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие образования“» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 15.05.2020).
4. Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2012 № 2006-р (ред. от 12.03.2016) «Об утверждении плана мероприятий по развитию и повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди мировых научно-образовательных центров» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_137181/ (дата обращения: 15.05.2020).
5. Распоряжение Правительства РФ от 9 февраля 2019 г. № 179-р «О распределении субсидий ведущим университетам в целях повышения их международной конкурентоспособности». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.5top100.ru/documents/regulations/97332/(дата обращения: 15.05.2020).
6. Распоряжение Правительства РФ от 22.02.2020 г. № 398-р «О распределении субсидий ведущим университетам в целях повышения их международной конкурентоспособности» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.5top100.ru/documents/regulations/118664/(дата обращения: 15.05.2020).
7. План деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на период с 2019 по 2024 год (утв. Министерством науки и высшего образования России 08.02.2019) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318476/ (дата обращения: 15.05.2020).
8. Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года и план мероприятий по реализации этой стратегии, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2019 г. № 1797-р.
9. Арефьев А.Л. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Вып. 9. Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Центр социологических исследований, 2019. — 536 с.
10. Индикаторы образования, 2020: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Д.Р. Бородина, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 496 с.
11. Махотаева М.Ю., Бакуменко О.А., Варламов Г.В. Экспорт образовательных услуг vs интернационализация университета: монография / М.Ю. Махотаева [и др.]. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2019. — 210 с.
12. Институт статистики ЮНЕСКО. Официальный сайт [Электронный ресурс]. —http://uis.unesco.org/en/uis-student-flow (дата обращения: 15.05.2020).
13. Информационная система анализа деятельности образовательных организаций в сфере высшего и среднего профессионального образования. ГИВЦ Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://indicators.miccedu.ru (дата обращения: 15.05.2020).
14. Предварительная оценка исполнения федерального бюджета РФ за январь—апрель 2020 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/press-center/?id_4=37059-predvaritelnaya_otsenka_ispolneniya_federalnogo_byudzheta_za_yanvar_-_aprel_2020_goda (дата обращения: 15.05.2020).
15. Преимущества обучения в России // Study in Russia: сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://studyinrussia.ru/why-russia/advantages/ (дата обращения: 15.05.2020).
16. Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров [Электронный ресурс]. — URL: https://www.5top100.ru/ (дата обращения: 15.05.2020).
17. Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Внешняя торговля Российской Федерации услугами в структуре расширенной классификации услуг (по методологии платежного баланса) в 2019 году. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ (дата обращения: 15.05.2020).
18. Education at a Glance 2019: OECD Indicators [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.oecd.org/education/education-at-a-glance/EAG2019_CN_RUS.pdf (дата обращения: 15.05.2020).