|
||||||
Журнал «Менеджмент и бизнес-администрирование»
№2 / 2022 Методологические подходы к оценке влияния реализации государственных программ на достижение приоритетов социально-экономического развития Российской ФедерацииГумеров Р.Р., кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра развития программно-целевого управления Всероссийской Академии внешней торговли Минэкономразвития России, Москва, Гусева Н.В., кандидат экономических наук, доцент, заведующая лабораторией Центра развития программно-целевого управления Всероссийской Академии внешней торговли Минэкономразвития России, Москва, Лысенко А.А., научный сотрудник Центра развития программно-целевого управления Всероссийской Академии внешней торговли Минэкономразвития России, Москва Аннотация. Указом Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. № 633 в числе основных направлений государственной политики в этой сфере определено научно-методологическое обеспечение стратегического планирования социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности [2]. В настоящее время сформирована минимально необходимая нормативно-правовая база для подготовки и выполнения государственных программ Российской Федерации. Названным Указом Президента установлена архитектура документов стратегического планирования. Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2021 г. № 786 регламентированы общие правила разработки, реализации, мониторинга и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации [4]; постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. № 903 утверждены единые правила формирования Сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации [3]. В то же время в нормативном обеспечении подготовки и реализации государственных программ имеются пробелы, которые не позволяют корректно оценить качество государственных программ, под которым понимается, прежде всего (но не исчерпывается этим), их влияние на достижение долгосрочных приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации. Ранее авторами были изложены основные методологические подходы к оценке качества государственных программ, алгоритм и инструментарий проведения оценки, а также опубликованы основные результаты апробации рекомендуемой модели оценки [7, 8]. В данной статье развиваются авторские идеи качественного анализа связей целей и индикаторов (целевого блока) государственных программ Российской Федерации с приоритетами социально-экономического развития страны и предлагаются количественные методы их оценки. В целом цикл статей авторов описывает «линейку» моделей, позволяющих проводить разностороннюю количественную оценку качественных характеристик государственных программ Российской Федерации. Ключевые слова: стратегическое планирование, государственные программы Российской Федерации, оценка качества государственных программ, многокритериальная модель оценки, критерии оценки, квалиметрические методы. Methodological approaches to assessing the implementation of state programs to achieve the priorities of the socio-economic development of the Russian Federation Gumerov R.R., PhD (Economics), Associate Professor, Leading Researcher, Center for Development of Program-Targeted Management, Russian Foreign Trade Academy, Ministry of Economic Development of Russia, Moscow, Guseva N.V., PhD (Economics), Associate Professor, Head of Laboratory, Center for Development of Program-Targeted Management, Russian Foreign Trade Academy, Ministry of Economic Development of Russia, Moscow, Lysenko A.A., Researcher, Center for Development of Program-Target Management, Russian Foreign Trade Academy, Ministry of Economic Development of Russia, Moscow Abstract. Decree of the President of the Russian Federation № 633 dated November 8, 2021 among the main directions of state policy in this area, determines the scientific and methodological support for strategic planning of socio-economic development and ensuring national security [2]. Currently, the minimum necessary regulatory and legal framework has been formed for the preparation and implementation of state programs of the Russian Federation. The named Presidential Decree established the architecture of strategic planning documents. Decree of the Government of the Russian Federation № 786 of May, 26, 2021 regulates the general rules for the development, implementation, monitoring and evaluation of the effectiveness of state programs of the Russian Federation [4]; Decree of the Government of the Russian Federation № 903 of July 17, 2019 approved uniform rules for the formation of a Consolidated Annual Report on the progress of implementation and evaluation of the effectiveness of state programs of the Russian Federation [3]. At the same time, there are gaps in the regulatory support for the preparation and implementation of state programs that do not allow us to correctly assess the quality of state programs, which primarily means (but is not limited to) their impact on achieving long-term priorities of socio-economic development of the Russian Federation. Earlier, the authors outlined the main methodological approaches to assessing the quality of government programs, the algorithm and tools for conducting an assessment, and also published the main results of testing the recommended assessment model [7, 8]. This article develops the author's ideas of qualitative analysis of the links between the goals and indicators (target block) of state programs of the Russian Federation with the priorities of socio-economic development of the country and offers quantitative methods of their assessment. In general, a series of articles by the authors describes a "line" of models that allow a comprehensive quantitative assessment of the qualitative characteristics of state programs of the Russian Federation. Keywords: strategic planning, state programs of the Russian Federation, quality assessment of state programs, multi-criteria evaluation model, evaluation criteria, qualimetric methods. DOI: 10.33983/2075-1826-2022-2-89-99 Библиографический список
|
||||||