|
||||||
Журнал «Менеджмент и бизнес-администрирование»
№4 / 2022 Специфика институционального механизма оценки результативности научных исследований во Франции: эволюция и современное состояниеЧерноуцан Е.М., кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН, г. Москва, Россия; доцент Московского государственного лингвистического университета, г. Москва, Россия Аннотация. Статья посвящена анализу специфики институционального механизма оценки результативности научных исследований во Франции, которая во многом определяется дирижистскими традициями развития страны. Несмотря на серию кардинальных реформ последних десятилетий в области управления сферой исследований и разработок (ИР) и высшей школой, во Франции продолжает действовать централизованная модель организация оценки, где решающие позиции удерживают высшие органы государственной административной власти в лице специализированных единых национальных служб по оценке сферы ИР и высшей школы (HCERES и др.). Автор попытался показать оригинальность данных институтов и основные проблемы, с которыми они столкнулись, а также понять причины их жизнеспособности. В центре исследования — анализ применяемых ими методов и критериев оценок научной деятельности. Особое внимание уделено количественным оценкам научных исследований на основе библиометрических показателей (импакт-фактор и др.), а также на основе критериев эффективности и рентабельности. В ходе анализа достоинств и недостатков применения количественных показателей оценок было обнаружено, что в условиях Франции оценка на основе библиометрических инструментов за последние 20 лет постепенно превращается в инструмент централизованного управления научно-исследовательскими организациями, научными коллективами и отдельными учеными. Ключевые слова: научно-технологическая политика Франции, дирижизм, оценка научной деятельности, количественные показатели оценки, библиометрические показатели, импакт-фактор, Национальный центр научных исследований (CNRS), научные кадры, фундаментальная наука, государственный сектор науки Франции, высшее образование Франции. Specifics of the institutional mechanism for assessing the scientific research effectiveness in France: Evolution and current state Chernoutsan E.M., Candidate of Economic Sciences, Senior researcher of Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Science, Moscow, Russia; Associate Professor, Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia Abstract. The article is devoted to the analysis of the specifics institutional mechanism assessment for the scientific research effectiveness in France, where national dirigiste traditions are clearly manifested. Despite a series of cardinal reforms of recent decades in the field of management of the field of R&D and higher education, France continues to operate a centralized model of the organization of assessment, where the decisive positions are held by the highest bodies of state administrative power in the person of specialized unified national services for the assessment of R&D and higher education (HCERES and etc.). The author tried to show the originality of these institutions and the main problems they faced, as well as to understand the reasons for their viability. The research focuses on the analysis of the methods and criteria used by them for evaluating scientific activities. Particular attention is paid to quantitative assessments of scientific research based on bibliometric indicators (“impact factor”, etc.), as well as on the basis of efficiency and profitability criteria. During the analysis of the advantages and disadvantages of using quantitative assessment indicators, it was found that in the conditions of France, an assessment based on bibliometric tools over the past 20 years has gradually turning into a tool for centralized management of research organizations, research teams and individual scientists. Keywords: French R&D policy, dirigisme, assessment of scientific activity, quantitative indicators of assessment, bibliometric indicators, impact factor, National Center for Scientific Research (CNRS), researchers, fundamental science, French public sector of science, higher education in France. DOI: 10.33983/2075-1826-2022-4-65-75 Библиографический список
|
||||||