На главную
О журнале Редакция Подписка Архив Авторам Контактная информация
Журнал «Менеджмент и бизнес-администрирование»
№2 / 2024

К вопросу о формировании теоретического базиса исследования системы цифровых услуг

Усова Н.В.,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры маркетинга и международного менеджмента, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Россия; доцент кафедры маркетинга, Высшая школа экономики и менеджмента, Институт экономики и управления, Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург, Россия

Аннотация. На современном этапе развития цифровые услуги становятся полноправным и востребованным участником экономических отношений, и наблюдается формирование системы цифровых услуг, но при этом теоретический базис исследования находится на этапе становления. Данное обстоятельство предопределило направление исследовательского пути, а именно дополнение теоретического базиса исследования системы цифровых услуг. Результатами исследования стали предложение авторского подхода к категориям «цифровая услуга», «цифровая триада», «система цифровых услуг» и ряду других, входящих в систему цифровых услуг, а также разработка авторской структуры системы цифровых услуг. Полученные результаты позволили обогатить теорию сферы услуг и сформировать теоретический базис исследования системы цифровых услуг в условиях перехода к цифровой модели национальной экономики.

Ключевые слова: система цифровых услуг, цифровые услуги, теория сферы услуг, цифровая триада, цифровой продукт, цифровая операция, информационная услуга, электронная услуга.

On the issue of forming a theoretical basis for the study of the digital services system

Usova N.V.,

Candidate of Economic Sciences, Docent, Associate Professor of the Department of Marketing and International Management, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia; Associate Professor of the Department of Marketing, Graduate School of Economics and Management, Institute of Economics and Management, Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia

Abstract. At the present stage of development, digital services are becoming a full-fledged and in-demand participant in economic relations and the formation of a system of digital services is observed, but at the same time the theoretical basis of the study is at the stage of formation. This circumstance predetermined the direction of the research path, namely, the addition of the theoretical basis for the study of the digital services system. The results of the study were the proposal of an author's approach to the categories "digital service", "digital triad", "digital service system" and a number of others included in the digital services system, as well as the development of the author's structure of the digital services system. The results obtained made it possible to enrich the theory of the service sector and form a theoretical basis for the study of the digital services system in the context of the transition to a digital model of the national economy.

Keywords: digital services system, digital services, service sector theory, digital triad, digital product, digital operation, information service, electronic service.

DOI: 10.33983/2075-1826-2024-2-82-96

Библиографический список

  1. Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 (ред. от 09.06.2010) «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90180/?ysclid=lvwam8qkni855085894.
  2. Агафонова А.Н. Методология управления комплексом информационных услуг в электронной коммерции: диссертация ... доктора экономических наук : 08.00.05 / Агафонова Анна Николаевна. — Самара, 2015. — 333 с.
  3. Береза Н.В. Особенности формирования и развития рынка информационных услуг: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Береза Наталья Викторовна. — Шахты, 2012. — 25 с.
  4. Ватолкина Н.Ш. Сущность и классификация электронных услуг как объекта управления // Национальная концепция качества: государственная и общественная защита прав потребителей: Сборник тезисов докладов международной научно-практической конференции. — Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2018. — С. 205–209.
  5. Вишнякова С.С. Формирование сферы электронных услуг в России: дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Вишнякова Светлана Сергеевна. — М., 2007. — 187 с.
  6. Гнутова А.А. Функционирование и развитие регионального рынка информационных услуг: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Гнутова Анна Александровна. — Тольятти, 2010. — 20 с.
  7. Горбашко Е.А., Ватолкина Н.Ш. Тенденции развития сферы услуг в условиях цифровой трансформации экономики // Технико-технологические проблемы сервиса. — 2019. — № 3 (49). — С. 45–51.
  8. Дудин М.Н., Шкодинский С.В., Усманов Д.И. Элементы корреляционного анализа в оценке цифрового неравенства отдельных регионов России // Экономика и математические методы. — 2022. — Т. 58. — № 1. — С. 92–103.
  9. Карпова Г.А., Хорева Л.В., Шраер А.В. Проблемы цифровой трансформации сферы услуг: инновационный, экономический и социальный аспекты // Журнал правовых и экономических исследований. — 2023. — № 2. — С. 192–201.
  10. Огнева Э.Н. Классификация электронных информационных услуг как инструмент управления качеством // Труды ГПНТБ СО РАН. — 2018. — № 13–2. — С. 122–131.
  11. Полянин А.В., Головина Т.А., Вертакова Ю.В. Цифровая трансформация деятельности предпринимательских структур // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. — 2018. — Т. 45. — № 4. — С. 636–645.
  12. Разорвин И.В., Усова Н.В. Сравнительный анализ каналов сбыта услуг // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. — 2009. — № 3 (8). — С. 99–103.
  13. Усова Н.В. Синергия развития системы цифровых услуг // Вестник Томского государственного университета. Экономика. — 2022. — № 57. — С. 22–35.
  14. Цветков В.Я., Семушкина С.Г. Электронные ресурсы и электронные услуги // Современные проблемы науки и образования. — 2009. — № 6–1. — С. 39–40.
© 2008-2024 Акционерное общество «Издательский дом «Экономическая газета» (Joint Stock Company "Economic Newspaper" Publishing House)
Журнал «Конъюнктура товарных рынков», журнал «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция»