На главную
О журнале Редакция Подписка Архив Авторам Контактная информация
Журнал «Менеджмент и бизнес-администрирование»
№2 / 2024

Формирование конкурентного кадрового потенциала системой высшего образования

Бутко Г.П.,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры информационных технологий и статистики, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», г. Екатеринбург, Россия,

Поротников П.А.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин, ФГКОУ ВО «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел России», г. Екатеринбург, Россия,

Набоков В.И.,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента, ФГБОУ ВО «Уральский государственный аграрный университет», г. Екатеринбург, Россия,

Низамов С.С.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин, ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел России», г. Уфа, Россия

Аннотация. Высшее образование является источником кадров для всех перспективных направлений развития социума. Представители фундаментальной науки, инновационной практики, цифровой сферы — преимущественно все люди с высшим образованием. Современный научно-технический прогресс невозможен без непрерывного образовательного процесса для каждого члена общества. Кроме того, высшее образование относится к приоритетным направлениям социально-экономической политики государства. При этом все отчетливее наблюдается смещение оценки результативности образовательной деятельности учреждений высшего образования со сферы компетенций, которыми овладел выпускник, на формализованные показатели текущей деятельности, такие как остепененность профессорско-преподавательского состава, количество публикаций или число построенных университетских кампусов. В основе исследования лежит анализ отчетности Минобрнауки за десятилетний период по ключевым параметрам приема в высшие учебные заведения, а также обеспеченности профессорско-преподавательским составом, при этом акцент сделан на экономические специальности, как наиболее важные и востребованные в условиях опережающего развития и возрастающих государственных расходов на экономику. В качестве выводов авторами предложены рекомендации по совершенствованию системы высшего образования.

Ключевые слова: модернизация системы высшего образования, инновационное развитие, кадровый потенциал, конкурентоспособность.

Formation of competitive human resources by the higher education system

Butko G.P.,

Doctor of Economic Sciences, Professor, Professor of the Department of Information Technologies and Statistics, Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia,

Porotnikov P.A.,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Socio-Economic Disciplines, Ural Law Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation, Ekaterinburg, Russia,

Nabokov V.I.,

Doctor of Economic Sciences, Professor, Professor of the Department of Management, Ural State Agrarian University, Ekaterinburg, Russia,

Nizamov S.S.,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Social, Humanitarian and Economic Disciplines, Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ufa, Russia

Abstract. Higher education is a source of personnel for all promising areas of social development. Representatives of fundamental science, innovative practice, and the digital sphere — with rare exceptions, people with higher education. Modern scientific and technological progress is impossible without a continuous educational process for every member of society. In addition, higher education is one of the priority areas of the state’s socio-economic policy. At the same time, there is an increasingly clear shift in the assessment of the effectiveness of the educational activities of higher education institutions from the sphere of competencies that the graduate has mastered to formalized indicators of current activities, such as the seniority of the teaching staff, the number of publications or the number of university campuses built. The study is based on an analysis of the reports of the Ministry of Education and Science for a ten-year period on key parameters of admission to higher educational institutions, as well as the availability of teaching staff, with an emphasis on economic specialties as the most important and in demand in conditions of rapid development and increasing government spending on the economy. As conclusions, the authors offered recommendations for improving the higher education system.

Keywords: modernization of the higher education system, innovative development, human resources, competitiveness.

DOI: 10.33983/2075-1826-2024-2-97-104

Библиографический список

  1. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О реализации государственной политики в сфере образования» // Правительство России [Электронный ресурс]. — URL: http://static.government.ru/media/files/7wTyuCH7RUXZb5RgUqReX4nWt6TuUAH4.pdf (дата обращения: 05.05.2024).
  2. Архипова Е.И. Интернационализация высшего образования как условие повышения конкурентоспособности вуза // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. — 2023. — № S2–2 (45). — С. 48–50.
  3. Воробей Е.К., Томских С.А. Теоретические основы оценки конкурентоспособности российских университетов в условиях интеграции в мировую систему высшего образования // Известия Саратовского госуниверситета. — 2015. — № 3–4. — С. 28–37.
  4. Дворядкина Е.Б., Ефимова Е.Г. Научные подходы к изучению системы профессионального образования // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2018. — Т. 210. — № 2. — С. 302–316.
  5. Дербинская Е.А. Методика оценки конкурентоспособности национальной системы высшего образования // Вестник Барановичского государственного университета. Серия: Исторические науки и археология, Экономические науки, Юридические науки. — 2021. — № 1–2 (9–10). — С. 72–79.
  6. Ефимова Е.Г. Модернизация системы профессионального образования — основа инновационного развития региона // Вестник экономики, права и социологии. — 2019. — № 2. — С. 10–14.
  7. Красильникова Т.В. Исследование конкурентной среды высшего образования (на примере рекламного образования) // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 3. — С. 15–29.
  8. Меньшикова М.А., Бутко Г.П. Формирование конкурентоспособного образования на современном этапе // Сборник статей по материалам участников V международной научно-практической конференции «Перспективы, организационные формы и эффективность развития сотрудничества российских и зарубежных вузов» (Королев, 13–14 апреля 2017 г.). — М.: Научный консультант, 2017. — С. 336–343.
  9. Поротников П.А., Бутко Г.П. Уровень подготовки кадров в условиях конкурентоспособности // Вопросы управления. — 2018. — № 6 (55). — С. 162–165.
  10. Фирова И.П., Редькина Т.М., Антипина А.Д. Проблемы обеспечения конкурентоспособности российского высшего образования // Глобальный научный потенциал. — 2023. — № 6 (147). — С. 214–216.
  11. Хайек Ф. Познание, конкуренция и свобода. — СПб.: Пневма, 1999. — 287 с.
  12. Высшее образование // Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения: 05.05.2024).
  13. Высшее образование // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/ (дата обращения: 05.05.2024).
  14. Объединение университетов ведет к снижению конкурентоспособности // РА Эксперт [Электронный ресурс]. — URL: https://raexpert.ru/ releases/2017/Jun09b (дата обращения: 05.05.2024).
© 2008-2024 Акционерное общество «Издательский дом «Экономическая газета» (Joint Stock Company "Economic Newspaper" Publishing House)
Журнал «Конъюнктура товарных рынков», журнал «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция»