На главную
О журнале Редакция Подписка Архив Авторам Контактная информация
Журнал «Менеджмент и бизнес-администрирование»
№3 / 2024

Качество управления государственными программами: официальные оценки и фактические результаты

Братченко С.А.,

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики Российской академии наук, Москва, Россия

Аннотация. Предметом исследования выступает коллизия между формальной оценкой эффективности и фактическими результатами реализации государственных программ (далее — ГП). Наличие коллизии было подтверждено на примере пула государственных программ социальной направленности, а также ГП «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (в части сельскохозяйственного машиностроения и автомобилестроения). Высокие формальные оценки эффективности реализации государственных программ препятствуют устранению коллизии, реальному решению стоящих перед страной социально-экономических проблем и задач. Показано, что коллизия имеет место благодаря действующему алгоритму оценки эффективности реализации ГП, сформулированному в постановлении Правительства от 15 мая 2023 года № 752, поскольку достижение целевых значений показателей не обеспечивает достижение стратегических целей ГП, решение соответствующих социально-экономических задач или проблем. Если мы намерены, чтобы государственные программы стали средством решения социально-экономических задач и проблем, действующий алгоритм должен быть пересмотрен.

Ключевые слова: государственные программы, оценка эффективности, критерий эффективности, формальная оценка, фактические результаты, социальная сфера, сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение.

Quality of government program management: Official estimates and actual results

Bratchenko S.A.,

Candidate of Economic Sciences, Leading Researcher at the Institute of Economics of the Russian Academy of Science, Moscow, Russia

Abstract. The subject of the study is a collision between the formal assessment of effectiveness and the actual results of the implementation of government programs (hereinafter — GP). The fact of the collision was confirmed by the example of a pool of government programs of a social orientation, as well as the GP "Development of industry and increasing its competitiveness" (on the example of agricultural engineering and automotive industry). High formal assessments of the effectiveness of the implementation of government programs prevent the elimination of collisions, the real solution of the socio-economic problems and tasks facing the country. It is shown that the collision occurs due to the current algorithm for evaluating the effectiveness of the implementation of GP, formulated in Government Decree No. 752 of May 15, 2023, since achieving the target values of indicators does not ensure the achievement of the strategic goals of GP, solution of relevant socio-economic tasks or problems. If we intend government programs to become a means of solving socio-economic problems and problems, the current algorithm must be revised.

Keywords: government programs, efficiency assessment, efficiency criterion, formal assessment, actual results, social sphere, agricultural engineering, automotive industry.

DOI: 10.33983/2075-1826-2024-3-28-39

Библиографический список

  1. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
  2. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» от 27.11.2023 № 540-ФЗ.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».
  4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
  5. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
  6. Указ Президента РФ от 08.11.2021 № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации».
  7. Постановление Правительства РФ от 17 июля 2001 г. № 540 «О федеральной целевой программе «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации».
  8. Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002–2010 годы».
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2001 г. № 790 «О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002–2006 годы)"».
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № 732 «О федеральной целевой программе "Дети России" на 2003–2006 годы».
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. № 561 «О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005–2009 годы"».
  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. № 832 «О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006–2010 годы"».
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. № 7 «О Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы"».
  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 02 августа 2010 № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».
  15. Постановление Правительства РФ № 175 от 17 марта 2011 г. «О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011–2015 годы"».
  16. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.2019 № 903 «Об утверждении Правил формирования сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации».
  17. Постановление Правительства РФ от 26 мая 2021 года № 786 «О системе управления государственными программами Российской Федерации».
  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2023 г. № 752 «Об утверждении Правил формирования сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации».
  19. Распоряжение Правительства РФ № 2149-р от 22 ноября 2012 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения».
  20. Распоряжение Правительства РФ № 2511-р от 24 декабря 2012 г. «Об утверждении государственной программы РФ "Развитие здравоохранения"».
  21. Распоряжение Правительства РФ № 2553-р от 27 декабря 2012 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"».
  22. Распоряжение Правительства РФ № 402-р от 20 марта 2013 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта"».
  23. Приказ Министерства экономического развития РФ от 17 августа 2021 г. № 500 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации».
  24. Бобков В.Н. Теоретико-методологические подходы к разрешению противоречий национальных целей и национальных проектов // Научные труды Вольного экономического общества. — 2019. — № 3. — С. 77–99.
  25. Братченко С.А. Качество управления и результативность в практике государственного управления (на примере управления государственными программами) // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2021. — № 10–1. — С. 247–260. DOI: 10.34670/AR.2021.15.53.029.
  26. Братченко С.А. Институциональные аспекты целеполагания при разработке государственных программ // Государственная служба. — 2023. — № 5. — С. 39–54.
  27. Братченко С.А. Несогласованность целей при разработке государственных программ: обзор практики и анализ ситуаций // Вестник Института экономики Российской академии наук. — 2024. — № 1. — С. 28–46. DOI: 10.52180/2073-6487_2024_1_28_46.
  28. Галикеев Р.Н., Лутфуллин Ю.Р., Ахметов В.Я. Анализ реализации государственной программы продовольственного обеспечения Республики Башкортостан // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2019. — № 11. — С. 27–34.
  29. Гумеров Р.Р., Гусева Н.В., Лысенко А.А. Методология оценки качества государственных программ Российской Федерации на основе многокритериальной модели // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2021. — № 2. — С. 35–47. DOI: 10.33983/2075-1826-2021-2-35-
  30. Добролюбова Е.И., Старостина А.Н. Повышение качества государственного управления в региональных государственных программах // Вестник Пермского университета. Сер. Экономика. — 2020. — № 2. — С. 231–252. DOI: 10.17072/1994-9960-2020-2-231-252.
  31. Звягинцев П.С. Государственные программы как инструмент государственного управления в аграрно-промышленной сфере в целях обеспечения продовольственной безопасности союзного государства // Экономические науки. — 2022. — № 5. — С. 101–105. DOI: 10.14451/1.210.101.
  32. Иванова Д.А., Дегтерева В.А. Качество государственных социальных программ как основа эффективного государственного управления в России / Неделя науки СПбПУ: материалы науч. конф. с междунар. участием, 18–23 ноября 2019 г. В 3 ч. Ч. 2. — СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, — С. 48–51.
  33. Козлова С.В., Братченко С.А., Звягинцев П.С. Управление государственным имуществом в современной России: эволюция концепций, инструментов, механизмов: доклад. — М.: Институт экономики РАН, 2019. — 60 с.
  34. Коломиец А.Г. К новому качеству управления государственными финансами // Вестник Инстиута экономики Российской академии наук. — 2020. — № 2. — С. 147–161. DOI: 10.24411/2073-6487-2020-10022.
  35. Мальсагова Р.Г., Ленков И.Н. Анализ эффективности государственных программ стимулирования экономики // Инновации и инвестиции. — 2022. — № 4. — С. 59–62.
  36. Наумов С.Н., Гусева Н.В., Гумеров Р.Р., Солнцева Л.И. Оценка качества государственных программ Российской Федерации и противодействие манипулированию их индикаторами // Экономическая безопасность. — 2022. — № 4. — С. 1391–1412. DOI: 10.18334/ecsec. 5.4.114989.
  37. Романова И.Н., Малая К.Ю. Оценка реализации государственных программ импортозамещения в фармацевтической отрасли в России // Актуальные проблемы экономики и права: сборник трудов. Вып. 2 (12). — Киров: Изд-во МЦИТО, 2023. — С. 125–133.
  38. Сухарев О.С. Институциональная инфраструктура согласования национальных стратегических приоритетов и государственных программ // Научные труды ДонНТУ. Серия: экономическая. — 2011. — № 40–1. — С. 148–155.
  39. Хотулев Е.Л., Наумов С.Н., Блохин А.А. Новые вызовы программно-целевого управления: поиск ответов и решений: научный доклад. Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России. — М.: ВАВТ, 2019. — 51 с.
  40. Чернова В.Ю. Барьеры достижения стратегических целей развития экономики: государственные программы в АПК // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2019. — № 1А. — С. 222–232. DOI 10.25799/AR.2019.80.1.023.
  41. Демография // Росстат [Электронный ресурс]. — URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 11.12.2023).
  42. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». — М.: Счетная палата Российской Федерации, 2023. — 60 с.
  43. Сводные годовые доклады о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации // Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d19/otchetnost_o_hode_realizacii_gos_programm_rf/svodnye_godovye_doklady_o_hode_realizacii_i_ocenke_effektivnosti_gos_programm_rf/?ysclid=m0z22tjyhf367984227 (дата обращения: 07.09.2024).
© 2008-2024 Акционерное общество «Издательский дом «Экономическая газета» (Joint Stock Company "Economic Newspaper" Publishing House)
Журнал «Конъюнктура товарных рынков», журнал «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция»